Язы́к и мышле́ние -
два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся
друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. «Мышление -
высшая форма активного отражения объективной реальности,
целенаправленное, опосредствованное и обобщённое познание
существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно
осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен
и обобщён познавательный и социально-исторический опыт человечества»
(«Философский энциклопедический словарь», 1983). Процессы мышления
проявляются в трёх основных видах, выступающих в сложном
взаимодействии, - практически-действенном, наглядно-образном и
словесно-логическом. «Орудием мышления является язык, а также другие
системы знаков (как абстрактных, например
математических, так и конкретно-образных, например язык искусства)»
(там же). Язык - это знаковая (в своей исходной форме звуковая)
деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен
информацией между членами общества. Мышление, за исключением его
практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу,
между тем как язык - это явление по своей первичной природе физическое,
материальное.
Выяснение степени и конкретного характера связи между языком и
мышлением составляет одну из центральных проблем теоретического
языкознания и философии языка с самого начала их развития. В решении
этой проблемы обнаруживаются глубокие расхождения - от прямого
отождествления языка и мышления (Ф. Э. Д. Шлейермахер, И. Г. Гаман) или
их чрезмерного сближения с преувеличением роли языка (В. фон
Гумбольдт, Л. Леви-Брюль, бихевиоризм, неогумбольдтианство, неопозитивизм) до отрицания
непосредственной связи между ними (Ф. Э. Бенеке) или, чаще,
игнорирования мышления в методике лингвистического
исследования (лингвистический формализм, дескриптивизм).
Диалектический материализм рассматривает взаимоотношение языка и
мышления как диалектическое единство. Язык является непосредственной
материальной опорой мышления только в его словесно-логическом виде. Как
процесс общения между членами общества языковая деятельность лишь в
незначительной части случаев (например, при мышлении вслух в расчёте на
восприятие слушателей) совпадает с процессом мышления, обычно же, когда
язык выступает именно как «непосредственная действительность мысли» (К. Маркс), выражается, как правило, уже
сформированная мысль (в т. ч. и как результат практически-действенного
или наглядно-образного мышления).
Словесно-логический вид мышления обеспечивается двумя специфическими
особенностями языка: естественно не мотивированным, условным
характером исторически установившейся связи слов как знаковых единиц с обозначаемыми сущностями
и членением речевого потока на относительно ограниченные по объёму,
формально размежёванные и внутренне организованные отрезки - предложения. Слова, в отличие от наглядных
психических образов предметов и явлений, не обнаруживают, за исключением
звукоподражаний, никаких сходств с
естественными, чувственно воспринимаемыми особенностями
обозначаемых объектов, что позволяет создавать на основе слов и
ассоциировать с ними не только обобщённые представления о предметах, но
и понятия любой степени обобщённости и абстрактности. Предложения,
исторически восходящие к элементарным высказываниям, обусловили выделение в потоке
мышления отдельных относительно отграниченных друг от друга единиц,
условно подводимых в логике и психологии под различные виды суждений и умозаключений. Однако прямого
соответствия между единицами мышления и соотносительными с ними единицами языка нет: в одном и том же языке одна
мысль или её компоненты - понятия и представления - могут быть
оформлены разными предложениями, словами или словосочетаниями, а одни и те же слова могут
быть использованы для оформления разных понятий и представлений.
Кроме того, служебные, указательные и т. п. слова вообще не могут
обозначать понятий или представлений, а, например, побудительные,
вопросительные и подобные предложения рассчитаны только на выражение
волеизъявлений и субъективного отношения говорящих к каким-либо
фактам.
Многовековой процесс оформления и выражения мыслей посредством языка
обусловил развитие в грамматическом строе языков
ряда формальных категорий, частично
соотносительных с некоторыми общими категориями мышления, например подлежащее, сказуемое, дополнение и определение
приближённо соответствуют смысловым категориям субъекта, предиката
(в разных их пониманиях), объекта и атрибута; формальные категории имени существительного, глагола, прилагательного,
числительного и грамматические категории числа приближённо соответствуют смысловым
категориям предмета или явления, процесса (в т. ч. действия или
состояния), качества и количества; формальные категории союзов, предлогов, падежей и грамматических времён приближённо соответствуют смысловым
категориям связи, отношения, времени и т. д. Категории, имеющие своё
основание в одних и тех же свойствах действительности, формировались в
мышлении и языке неодинаково: общие категории мышления - прямой
результат развития самого мышления, а формальные категории языка -
результат не контролируемого мышлением длительного процесса
стихийного обобщения языковых форм, использовавшихся для образования
и выражения мыслей. Вместе с тем в грамматическом строе языков
развиваются обязательные для определённых частей
речи и конструкций предложения формальные категории, не имеющие
никакого соответствия категориям мышления или соответствующие
каким-либо факультативным его категориям. Например, категории
грамматического рода, определённости/неопределённости, вида глагола возникают в результате обусловленного
системным характером языка распространения на все слова определённой
части речи формальных признаков, свойственных в истории языка лишь
отдельным словам и не всегда актуальных для мышления. Другие категории,
как, например, категория модальности, отражают
субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, третьи,
как, например, категория лица, обозначают
типичные условия устного языкового общения и характеризуют язык не со
стороны его мыслительной, а со стороны коммуникативной функции. Грамматическая семантика таких категорий (рода, вида и т. п.)
говорящими не осознаётся и в конкретное содержание мысли практически
не включается. Если между семантикой грамматической категории и
требующим выражения конкретным содержанием оформляемой мысли
возникает противоречие (например, при несоответствии грамматического
подлежащего субъекту мысли), в языке изыскиваются другие средства для
адекватной передачи соответствующего компонента содержания (например,
интонация). Поэтому свойственные различным
языкам семантические особенности грамматических категорий никогда не
вносят существенных межъязыковых различий в содержание оформляемых
при их помощи мыслей об одних и тех же объективных сущностях.
В ходе исторического развития языка и мышления характер их
взаимодействия не оставался неизменным. На начальных этапах развития
общества язык, развивавшийся в первую очередь как средство общения,
вместе с тем включался в процессы мышления, дополняя два
первоначальных его вида - практически-действенный и
наглядно-образный - новым, качественно высшим видом
словесно-логического мышления и тем самым активно стимулируя
развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие
языка на мышление и на саму интенсивность языкового общения,
значительно увеличило возможности языка как средства оформления мысли.
В целом же по мере исторического развития мышления во всех его видах
постепенно усиливается его воздействие на язык, сказывающееся
главным образом в расширении значений слов, в количественном росте лексического и фразеологического состава языка, отражающем
обогащение понятийного аппарата мышления, и в уточнении и дифференциации
синтаксических средств выражения смысловых отношений.
Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч.,
2 изд., т. 3;
Выготский Л. С., Мышление и речь, в его кн.: Избранные
психологические исследования, М., 1956;
Мышление и язык, М., 1957;
Колшанский Г. В., Логика и структура языка, М., 1965;
Язык и мышление, М., 1967;
Общее языкознание, т. 1. Формы существования, функции, история
языка. М., 1970;
Серебренников Б. А., Развитие человеческого мышления и
структуры языка, в кн.: Ленинизм и теоретические проблемы языкознания,
М., 1970;
Панфилов В. З., Взаимоотношение языка и мышления, М.,
1971;
Кацнельсон С. Д., Типология языка и речевое мышление, Л.,
1972;
Потебня А. А., Мысль и язык, в его кн.: Эстетика и поэтика,
М.,1976;
Лурия А. Р., Язык и сознание, М., 1979;
Березин Ф. М., Головин Б. Н., Общее языкознание. М.,
1979;
Carroll J. B., Language and thought, Englewood
Cliffs (N. J.), [1964];
Kainz F., Über die Sprachverführung des Denkens,
B., [1972].
А. С. Мельничук.